Режиссер Тарас Шевченко: Без любви не бывает ни искусства, ни творчества, ни театра

тарас шевченкоРежиссер – не только постановщик спектакля, но и его главный организатор. Он собирает весь коллектив, настраивает людей на одну волну. Об особенностях этой интересной  профессии мы говорили с Тарасом Шевченко, режиссером театра «Верим», обладателем Гран-при фестиваля «Сичеславна-2013» в номинации «Надежда».

 -В любой профессии есть три важные составляющие: талант, опыт и работа. Какой из этих пунктов все же важнее?

-  Второй пункт невозможен без третьего. Когда постоянно есть работа, ты что-то делаешь, естественно, появляются опыт, багаж знаний. Иметь способности к данной профессии тоже важно. Но желание работать, что-то придумывать и создавать необходимо. Режиссерская профессия связана с наблюдением, просмотром других спектаклей и работ, чтением книг о театре и не только. Непрерывный процесс набора новой информации, ее переработки и дальнейшего использования намного важнее.

-Чем интересна режиссерская профессия?

- Выходишь ты из театра или после репетиции, а видеть все равно не прекращаешь. Потому что профессия к этому обязывает. Не замечаешь, как становишься заложником этого театрального мира. И что бы дома уже ни делал: смотрел фильмы, слушал музыку или пытался просто почитать — все равно срабатывает рефлекс: все запоминать и думать о том, как это можно задействовать в спектакле.

-  Как на счет личной жизни? Удается совмещать?

- Не секрет, что большинство режиссеров и актеров создают семьи внутри театра. Не потому, что они так хотят, а потому что так получается.  Если ты все время проводишь в театре, то круг общения, друзья, близкие люди, любимый человек – так или иначе связаны с ним. Даже проще, когда есть тот, кто понимает тебя и нюансы твоей профессии. Не все люди извне могут выдержать такой график работы и способ жизни.

- У режиссеров есть вечная проблема –  поиск тем. Какие еще бывают сложности?

Темы кишат вокруг нас, нужно просто замечать. Даже телевизионные новости могут навести на замечательную идею. Взять те же автомобильные аварии, которые, к сожалению, случаются довольно часто. Если столкновение двух машин действительно цепляет, чем это не тема для спектакля?

Очень сложно воплотить ее. Бывает,  что режиссер может долго рассказывать о том, какой спектакль ставить или какие важные проблемы поднимаются, а зритель, посмотрев его, ничего не увидит и не почувствует. Режиссер что-то шикарное придумал, а воплотить не смог. Очень сложно быть современным для зрителя. Зачастую в театрах играют спектакли чересчур академические и не по-настоящему. Можно даже взять актуальную пьесу, написанную современным языком, а поставить несовременно. И зритель ее не поймет.  А можно поставить классику, например Шекспира, и текст, написанный четыреста лет назад, зазвучит по-новому. Третья проблема – заставить аудиторию поверить в то, что все происходящее на сцене — реальность. Зрителя сложно обмануть. Он видит, когда играют честно, а когда нет. Если один раз придет на спектакль и почувствует фальшь, может больше никогда не вернуться.

-Для того чтобы быть профессионалом в своем деле необходима практика. Как практикуются режиссеры?

- Во-первых, постоянная работа. Когда ты «барахтаешься» в материале и раскладываешь  все по полочкам, со временем получается лучше и лучше. Во-вторых, чтение и изучение специальной литературы. Когда ты читаешь, понемногу перенимаешь знания от умных и, возможно, более талантливых  людей, которые специалисты в этом деле. И, в-третьих, просмотр других спектаклей.

-Если молодой режиссер решил стать знаменитым, что ему необходимо: качественно делать свое дело, участвовать в телешоу или хорошего спонсора будет достаточно?

- Это вопрос о моральных и этических качествах данного человека. Каждый под словом «знаменитость» понимает что-то свое, соответственно, желает прославиться по-своему. Гипотетически, если я хочу поставить хороший спектакль, чувствуя, что он действительно таким получится, в первую очередь я буду звонить журналистам, собирать пресс-конференции. Можно ли в этом случае сказать, что я занимаюсь самопиаром? Нет. Я просто хочу, чтоб мою идею донесли до масс. А если человек занимается тем, что себя пиарит любым способом, думаю, это не совсем относится к творчеству.

- Звание худшего режиссера это тоже достижение?

- Смотря, кем и где оно присуждено. К примеру, в Голливуде плохим режиссерам вручают награду «Золотая малина». Мне почему-то вспомнился фильм Тима Бёртона «Эд Вуд». В нем Бёртон  удачно осветил жизнь самого неуспешного режиссера всех времен и народов. Он показал, что в его герое живет дух выдумщика, а это во многом его оправдывает.

-  Каким должен быть хороший режиссер?

- В двух словах не скажешь. Немаловажное качество есть у нашего главного режиссера Владимира Петренко. Он умеет растворяться в актере. Сперва просто наблюдает за исполнителем и практически ничего ему не говорит, а затем постепенно начинает превращать его в того или иного персонажа. Задача хорошего режиссера — не ломать психику актера, не превращать его в марионетку, а дать ему возможность раскрыть себя, воплотив необходимого персонажа. Безусловно, режиссер должен любить своих актеров. Без любви не бывает ни искусства, ни творчества, ни театра. Любовь все склеивает и объединяет.

- Сложно ли режиссеру, особенно молодому, завоевать авторитет у актеров?

- Ребята, которые приходят работать ко мне в студию при театре, — либо видели меня в спектаклях, поэтому знают кто я, либо просто чувствуют  — перед ними преподаватель. Понятно, что любой наставник все равно должен завоевать внимание и уважение, даже если ученики уже заочно с ним знакомы. Прийти в чужой театр и к другим актерам –  такого опыта у меня еще не было. Думаю, что это страшно и непросто (смеется).  Марк Захаров в начале своей карьеры стал художественным руководителем «Ленкома». В этом театре  уже было огромное количество актеров, причем старой школы, которые давно работали. В своей книге он рассказывал, что было очень сложно убедить состав в том, что он что-то может поставить. И вообще имеет право что-то ставить на этой сцене, да еще с такими большими актерами. Но он смог!

- Нас, зрителей, режиссер постоянно радует новыми постановками, а как на вас влияет эта профессия?

- Я постоянно сталкиваюсь с психологией человека, которая является материалом для работы в театре. Режиссер, как и актер, все время исследует жизнь персонажа, проживает ее вместе с героем, находит сходство с собой.  Изучая, разбираясь во всем этом, волей-неволей проводишь самотерапию.  Проследив жизнь героя, ты можешь избавиться от каких-то вредных привычек, которые тебе свойственны, сделать себя лучше или даже найти выход из сложной ситуации, которая случилась в реальной жизни. Это компенсирует нервные затраты. В конце концов, любой труд, который тебе в радость, даже если он очень сложный, приносит приятную усталость. А это дорогого стоит.

Юлия Панченко

julia-panchenkov@inbox.ru


Если вы увидели ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо. Мы ее обязательно исправим!


1 Star2 Stars (+2 rating, 1 votes)
Loading ... Loading ...